Размышление над аятом Корана
بسم الله الرحمن الرحيم
وَلَا تَرْكَنُوا إِلَى الَّذِينَ ظَلَمُوا
«Не опирайтесь на тех, кто чинит беззаконие…»
وَلَا تَرْكَنُوا إِلَى الَّذِينَ ظَلَمُوا
«Не опирайтесь на тех, кто чинит беззаконие…»
Всевышний Аллах сказал:
وَلَا تَرْكَنُوا إِلَى الَّذِينَ ظَلَمُوا فَتَمَسَّكُمُ النَّارُ وَمَا لَكُمْ مِنْ دُونِ اللَّهِ مِنْ أَوْلِيَاءَ ثُمَّ لَا تُنْصَرُونَ
«Не опирайтесь на тех, кто чинит беззаконие, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки» (11:113)
«Не опирайтесь на тех, кто чинит беззаконие, дабы вас не коснулся Огонь. Нет у вас покровителей и помощников, кроме Аллаха, и тогда никто вам не окажет поддержки» (11:113)
В арабском языке слово الركون – «опираться на что-либо» – означает «склоняться к чему-либо». В данном же аяте смысл слова الركون – «опираться» – означает «склоняться перед чинящим несправедливость и одобрять их беззаконие, а также проявлять согласие и довольствие их режимом и правлением, льстя им и им подобным, сотрудничая с ними в совершении преступлений, помогая и уподобляясь им» (аз-Замахшари, ар-Рази и аш-Шаукани).
А кто те, которые чинят несправедливость? И относится ли это к мусульманам и немусульманам?
Ибн Аббас сказал: «Этот аят касается всех, не различая между мусульманами и немусульманами, так как во внимание берётся общность выражения, а не частность ситуации» (аш-Шаукани).
Аз-Замахшари сказал: «Даже незначительное проявление склонности непозволительно!», – а также привёл, что однажды один благочестивый халиф совершал намаз за имамом, и когда был прочитан этот аят, он упал в обморок, а когда пришёл в себя, его спросили: «Что случилось?». Он сказал: «Это говорится о тех, кто склонился перед чинящим беззаконие, а что тогда будет с самим беззаконником?!».
Посещение власть имущих
Аз-Замахшари уделил этому аяту должное внимание, процитировав слова Суфьяна ас-Саури: «В одной из лощин Ада будут обитать чтецы Корана, посещающие власть имущих».
Аль-Аузаи сказал: «Нет никого более ненавистного для Аллаха, чем учёный, посещающий чиновников».
Мухаммад ибн Масляма сказал: «Муха, копающаяся в испражнениях, лучше, чем чтец Корана, отбивающий пороги этих (чиновников)».
Суфьяна ас-Саури спросили о том, дал бы он попить воды беззаконнику, погибающему в пустыне. Он ответил: «Нет», – тогда ему сказали: «Ведь он умрёт!». Он ответил: «Ну и пусть умрёт».
Аз-Замахшари рассказывает: «В то время, когда аз-Зухри наведывался к чиновникам, один его брат в религии написал ему: «Пусть Аллах избавит нас и тебя, Абу Бакр, от фитны. Ты оказался в положении, когда каждый, кто тебя знает, должен молиться за тебя Аллаху и просить у Него милости для тебя; ты стал большим шейхом, и дары Всевышнего (богатства) начали отягощать тебя из-за понимания тобой книги Аллах и знания Сунны Его Пророка (с.а.с.), однако завет, который Аллах взял с учёных, не таков.
Аллах сказал:
لَتُبَيِّنُنَّهُ لِلنَّاسِ وَلا تَكْتُمُونَهُ
«Вы обязательно будете разъяснять его (Писание) людям и не будете скрывать его» (3:187)
«Вы обязательно будете разъяснять его (Писание) людям и не будете скрывать его» (3:187)
Знай, что самое лёгкое из совершённого тобою греха и самое малое из того, что ты делаешь – это то, что ты своим присутствием разбавляешь одиночество залима и из-за своей постоянной близости с ним ты облегчил путь к заблуждению тому, кто попирает права других и не отдаляется ото лжи, и это происходит в то время, когда ты близок к нему. Они взяли тебя стержнем, на который опирается их ложь, и сделали тебя мостом, по которому они идут к своим несчастьям, и ты стал их лестницей, по которой они поднимаются к своим заблуждениям, из-за тебя они бросают тень сомнения на учёных и благодаря тебе вводят в заблуждение сердца несведущих. Самое малое, что они принесут тебе, – так это опустошение, но самое страшное – в том, что они отвратят тебя от твоей религии, и что тебя сохранит от того, чтобы не стать из числа тех, о которых Аллах сказал:
فَخَلَفَ مِنْ بَعْدِهِمْ خَلْفٌ أَضَاعُوا الصَّلاةَ وَاتَّبَعُوا الشَّهَوَاتِ فَسَوْفَ يَلْقَوْنَ غَيًّا
«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток» (19:59)
«После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток» (19:59)
Ты находишься перед Тем, Кто обо всём сведущ, и ты вызываешь гнев Того, Кто не упускает из виду ничего. Поправь свою религию, поскольку в неё проник яд, и подготовь свой багаж, поскольку тебя ждёт далёкий путь, и от Аллаха не скроешь ничего, ни на небесах, ни на земле. Мир тебе»».
Аз-Замахшари передаёт слова Хасана аль-Басри: «Религия Аллаха – между двумя запретами: запрет переходить границы и запрет склоняться», – т.е. не преступать границы дозволенного и не склоняться перед беззаконием и беззаконниками.
От него также передаётся, что один портной спросил у него: «Я шью одежду власть имущим, считаюсь ли я склонившимся перед теми, кто чинит несправедливость?». Хасан аль-Басри в ответ сказал: «Нет, ты не являешься тем, кто склонился перед чинящими несправедливость, ты являешься одним из них!».
О мусульмане! О учёные и обладатели знаний!
Проснитесь! И не склоняйтесь перед теми, кто чинит несправедливость, помогая им своими словами и делами. Говорите им слово истины и берите пример со своих праведных предшественников.
Специально для радио Центрального информационного офиса Хизб ут-Тахрир
Абдуллах Хаким
3 Рабиъ уль-авваль 1438
2.12.2016
https://hizb.org.ua/ru/saqofat/4891-raznoe/108965-razmyshlenie-nad-ayatom-korana.html
Комментарии
Отправить комментарий