Вопрос относительно законов фикрат (идейной части) и тарикат (методической части) Ислама



Вопросы:

От брата Абдуннасира Хамида Абу Ахмада:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху. Да хранит Вас Аллах и да окажет Вам помощь в деле Ислама. У меня следующий вопрос: могут ли определённые средства следовать фикрату в соответствии с делением идеологии на фикрат и такрикат?

От брата Ибрахима Бадера:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху. У меня к вам ряд вопросов относительно фикрата и тариката:

1 – Существуют ли такие законы в фикрате, которые не имеют соответствий в тарикате? Если ответ будет утвердительный, то можно ли считать законы, которые нуждаются в административных наказаниях – «таазират», – как, например, закон о монополии, мошенничестве, ростовщичестве и тому подобные законы фикрата, такими, наказание за нарушение которых оставлено на итждихад имама (халифа)? Как известно, такие наказания отличаются в своём применении от одного человека к другому (т.е. наказания за одно и то же нарушение различаются для различных людей).

2 – Существуют ли законы тариката, которые касаются индивидуума, или они касаются только государства или организации?

Если сказать, что не существуют таких законов, касающихся индивидуумов, то как тогда назвать воспитательные меры по отношению к непослушной жене со стороны мужа, а также защиту имущества и чести со стороны отдельного человека, индивидуальный джихад, наказание сына со стороны отца в целях приучения его к намазу по исполнению десяти лет?
Да воздаст Аллах Вам наилучшим и поможет в том, что идёт во благо Исламу и мусульманам.

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху!

Эти два вопроса схожи друг с другом и имеют общий знаменатель, поэтому я отвечу на них вместе:

– Ислам состоит из фикрата и тариката. Исламская доктрина (акъыда) и шариатские законы, выступающие решением для проблем человека, являются фикратом. Шариатские законы, которые поясняют метод исполнения этих решений, защиты доктрины (акъыды) и несения призыва, являются тарикатом.

– Средства – это вещи, которые применяет человек при совершении поступка, другими словами – это материальные инструментарии, используемые при выполнении каких-либо дел. Как, например, компьютер. Способы – это временный порядок, которого человек придерживается для исполнения работы. Они не бывают постоянными. И средства и способы входят в категорию мирских дел, оставленных на усмотрение человека. А поэтому они не подпадают под определение ни фикрата, ни тариката, потому что фикрат и тарикат входят в категорию устойчивых и незыблемых вопросов и извлекаются только из Ислама. Что касается средств и способов, то их можно заимствовать как у мусульманина, так и у неверующего, а также они изменяются и заменяются по необходимости. Они аналогичны таким точным наукам, как математика, физика, агрономия, военная промышленность и так далее… Все эти вопросы являются мирскими делами, которые Ислам оставил на усмотрение людей. Мусульманину разрешается перенимать их у другого мусульманина или у неверующего, потому что эти знания не касаются точки зрения на жизнь, т.е. мировоззрения. И поэтому такие мирские вопросы, как средства, способы и точные науки, которые не имеют отношения к мировоззрению, не подпадают под термины «фикрат» и «тарикат», поскольку фикрат и тарикат, как мы упомянули ранее, являются устойчивыми и незыблемыми положениями, которые выводятся исключительно из Ислама, в то время как средства и способы можно принимать как от мусульманина, так и от неверующего, а также они изменяются и заменяются по необходимости, будучи аналогом точных наук.

– В Исламе нет фикрата (идеи), к которому не было бы тариката (метода).

– Что касается таких административных наказаний, как «таазират», то они являются наказаниями за те грехи (преступления), которым Шариат не определил устойчивого наказания, а напротив, оставил определение наказания за них на усмотрение имама (халифа) или судьи. Они входят в категорию законов тариката. Если Шариат не определил определённого вида наказания, это вовсе не означает, что он не утвердил метода исполнения для тех шариатских законов, за нарушение которых требуется административное наказание «таазират». Шариат утвердил такое положение, как административное наказание «таазират», и детально пояснил законы и виды этого положения. Он предоставил только лишь имаму (халифу или судье) право выбирать по своему усмотрению соответствующие реальности греха (преступления) и реальности совершителя греха (преступника) меру и вид наказания, которые так же пояснил Шариат. То есть Шариат пояснил порядок исполнения этих законов путём вменения в обязанность наказания того, кто не соблюдает их. Однако определение меры и вида наказания Шариат закрепил за имамом (халифом) и тем, кто его замещает.

– Законы тариката бывают разные: некоторые касаются государства, другие – индивидуума. Такие законы, как воспитание ребёнка, наказание жены за ослушание, отдельные положения джихада, связанного с самозащитой, и тому подобное, являются законами тариката, которые касаются индивидуума. Тем не менее, в большинстве случаев законы тариката касаются государства, т.к. само государство выступает методом претворения законов Ислама.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта

https://hizb.org.ua/ru/directing/amir-publications/qa-amir/2310-qa.html

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Новый президент, неизменная политика

Решение Шариата относительно участия на выборах городского управления