Налоги в Исламе и капитализме
Государство или правительство, которое представляет государство, является исполнительным органом, ответственным за заботу о делах подданных этого государства в различных областях. Данная забота требует множества денежных средств, чтобы нести бремя образования, здравоохранения, дорог, внутренней и внешней безопасности и т.д. Взгляд и принятая система правления в государстве определяют образ приобретения этим государством денежных средств для финансирования своих проектов и работ.
Так, государство в социалистической системе обладает всеми базовыми ресурсами государства и различными средствами производства на том основании, что оно выступает заместителем народа, который имеет все ресурсы государства. Таким образом, государство в социалистической системе не нуждается в обложении налогами людей для финансирования своих проектов, поскольку государство является тем, кто обладает имуществом и правом распоряжаться им. В капиталистической же системе государство не имеет никаких средств производства или природных ресурсов в стране. Напротив, имущество в капиталистической системе является правом отдельных лиц и учреждений, а не правом государства в том смысле, что государство в капиталистической системе не имеет никаких средств производства: заводов, шахт, природных ресурсов и т.д.
Таким образом, единственным способом в капиталистическом государстве для ведения своих дел является налогообложение частных лиц и учреждений. Т.е. финансы, которые государство использует при ведении своих дел, поступают от налогов, наложенных на людей. Даже тогда, когда государство вынуждено взять под контроль завод, банк или шахту, оно делает это в результате ухудшения ситуации в данной организации, чтобы приобрести её и спасти от банкротства, и делает это, используя налоговые деньги народа. Страны капиталистического мира занимают первенство в деле обложения налогами, их сбора и преследования тех, кто уклоняется от их выплаты, и они даже принимают законы об освобождении некоторых учреждений от налогов, – и всё это происходит потому, что капиталистическая система не оставила государству доли в имуществе, которая находилась бы под его юрисдикцией.
Исламская же система предоставила государству имущество, которое оно расходует на свои нужды и проведение своих проектов, как и предоставила обществу некоторые виды имущества, возложив на государство управление этим имуществом в заботе о людях. Когда Всевышний Аллах открыл Умару ибн аль-Хаттабу обширные земли в Ираке, некоторые сподвижники хотели разделить эти земли среди воинов, однако Умар отверг это и оставил эти земли в качестве трофеев, дабы расходовать пользу от этих земель на воинов и их потомков, – в этом и заключается основное распределение средств в государстве. Харадж, приобретаемый от открытых при помощи силы земель, является в Исламе имуществом государства. Харадж – это не налог, напротив, это – собственность государства (в основе), однако государство разрешает людям использовать эту землю и возделывать её, принимая взамен определённый харадж. Таким образом, земля, в основе, принадлежит государству, а не индивидам, как и пятая часть находки (риказ), как полезные ископаемые или рудники, которые не достигают больших размеров; т.е. пятая часть находки (риказ) – это собственность государства, из которой оно расходует на свои дела и интересы.
Более того, государство в Исламе не нуждается в обложении налогами для ведения своих дел, поскольку оно обладает имуществом. Что же касается общих интересов людей, то государство расходует на них из общественной собственности, в обладании которой участвуют все люди. И как государство имеет свою собственность, так же и общество имеет свою собственность, известную как общественная собственность. Государству не нужно облагать налогами население с целью создания школ, институтов, больниц, дорог, аэропортов и портов, т.к. все эти интересы являются общественными, и государство расходует на них из общественной собственности, в обладании которой Всевышний Аллах сделал людей партнёрами. Этим видом собственности являются средства, полученные от природных ресурсов, таких как нефть и газ, железо, марганец, фосфаты, уран, леса, водные пути и другие природные ресурсы, которые Аллах сделал общественным достоянием для людей.
И если государству нужны будут деньги для ведения своих дел, таких как выплата заработной платы сотрудникам, строительство правительственных зданий и другое, то оно использует для этих целей государственную собственность, а если её не хватит, то расходует из средств общественной собственности на том основании, что оно действует от имени людей в продвижении их интересов. Таким образом, государство в Исламе не нуждается в обложении налогами своих граждан с целью проведения своей деятельности или в целях заботы об интересах людей. Государство в Исламе отличается от социалистического тем, что у государства в Исламе имеется своя собственность наряду с общественной собственностью, и это – две разные собственности; в дополнение к этому, Ислам утвердил и третий вид собственности, и это – частная собственность. Физические лица имеют свои собственные владения, которые они используют так, как пожелают, в рамках законов Шариата. Таким образом, Ислам создал баланс между потребностями индивида, общества и государства, которое заботится о делах своих подданных.
Тем не менее, могут произойти ситуации, хотя и очень редкие, когда государство может нуждаться в средствах для расходования на какие-либо потребности граждан либо на обязанности, возложенные на него и на Умму Всевышним Аллахом, однако ни в государственном, ни в общественном имуществе этих средств не будет достаточно. В таком случае государство обращается к богатым мусульманам, возбуждая в них любовь к Аллаху и Его Посланнику (с.а.с.), чтобы они предоставили государству средства в качестве дара на пути Аллаха, как это сделал Усман (р.а.) в год Бедствия, когда государство Посланника Аллаха (с.а.с.) нуждалось в средствах, чтобы профинансировать армию на Табук. Государство также может обратиться к индивидам, чтобы заимствовать у них, как это сделал Посланник Аллаха (с.а.с.), когда позаимствовал у иудея денег и оставил ему в залог свой щит. А также государство может наложить на богатых мусульман определённый налог на определённый срок ради конкретной цели: «…И если в казне нет средств, или же они иссякли, или же их недостаточно для покрытия этих расходов, то халиф облагает дополнительным налогом богатых в размере, необходимом для покрытия этих расходов, в соответствии с законами Шариата, и это не запрещено в данном положении.
Из вышесказанного ясно, что для введения дополнительных налогов с целью их расходования в определённых ситуациях необходимо наличие следующих условий:
– недостаточность средств в казне для расходования на эти сферы;
– наличие шариатского текста, указывающего на то, что расходование на ту или иную сферу ложится как на казну, так и на мусульман;
– налагаемые налоги не должны превышать обязательных расходов на эти сферы;
– налогами облагаются только богатые, имущество которых превышает их основные и общепринятые второстепенные нужды», – из ответов шейха учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир на вопросы, заданные ему на его странице в соцсети «Фейсбук» 19.05.2016 (https://hizb.org.ua/ru/directing/4781-amir/qa-amir/108369-dozvolyaetsya-li-pravitelyu-oblagat-dopolnitelnymi-nalogami-musulman.html).
Однако государству не дозволено облагать своих граждан постоянным налогом, как налог с продаж или налог на прибыль.
Приведённое выше показывает, что система в Исламе – это уникальная в своём роде система, отличающаяся от системы социализма, которая не ведает никакой иной собственности, кроме государственной, что вводит индивидов в постоянную бедность, а государство несёт полную ответственность за их кормление обеспечение. Как и отличается она от капитализма, который ввёл государство в постоянную бедность и возложил на людей заботу о ведении его дел. И ни для кого не секрет, будь то в настоящих капиталистических странах или в подчинённых им и вассальных странах, как страдают люди и организации от тяжести бремени налогов, что вынуждает их прибегать к различного рода уловкам, ухищрениям и лжи, чтобы избежать их выплаты.
И если бы в исламской системе не было ничего, кроме сдержанности от вторжения в карманы людей, то и этого было бы достаточно. Однако милость Аллаха охватывает все вещи.
Газета «Ар-Рая»
Д-р Мухаммад Малькави
19 Зуль-хиджа 1437 х.
21.09.2016 г.
https://hizb.org.ua/ru/other/4808-arraya/108784-nalogi-v-islame-i-kapitalizme.html
Комментарии
Отправить комментарий