Программа «Понятие и Ценности», тема «Экономика в Исламе об очевидном и неизвестном»

Профессор Ахмад аль-Касас в программе «Понятие и Ценности», тема «Экономика в Исламе об очевидном и неизвестном»

https://www.youtube.com/watch?v=EyuHfCFJmi0

ВЕДУЩИЙ: Именем Аллаха… Воздавая Хвалу Всевышнего! Мир и благословение Посланнику Аллаха! Аллах помоги нам быть таким, чтобы Ты был доволен нами… Аллах надели нас знаниями ученых и нравом праведников… Аминь!

Всевышний Аллах говорит в своей Священной Книге:

«Они ответили: «Пречист Ты! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты — Знающий, Мудрый» (02:32).

Дорогие слушатели и дорогие телезрители на нашем канале ютуб! Ас-салам алейкум ва рахматуллахи ва баракатух!

Мы приветствуем вас на очередном выпуске нашей программы «понятия и ценности». Сегодняшней темой будет «Экономика в Исламе об очевидном и неизвестном». И нашим сегодняшним гостем является исламский мыслитель Ахмад аль-Касас, эксперт по исламским тематикам, в частности экономических вопросов.
Ас-салам Алейкум профессор Ахмад аль-Касас! Добро пожаловать!

КАСАС: Ва алейкум ас-салам ва рахматуллахи ва баракатух!

ВЕДУЩИЙ: Вопрос экономики является самым спорным среди законотворческих деятелей. Имеет ли исламская экономика ясные конкретные очертания? Есть ли в Исламе законодательная экономическая система? Прежде чем ответить на эти вопросы, хотелось бы услышать от вас разъяснение важности экономики в исламском мире.

КАСАС: Именем Аллаха Милостивого и Милосердного! Мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье, сподвижникам и тем, кто последовал ему!

Есть такое крылатое выражение: «Экономика – это посох жизни». И в действительности это так и есть. Если бросить взгляд на прошлое и настоящее, можно увидеть, что много войн, возгорались по причине экономических интересов, вызовов, угроз, санкций и потребностей. Сколько обществ вспыхнуло из экономических застоев и кризисов. Поэтому законотворческие деятели в государствах больше всего внимание уделяли экономической системе. И мы знаем, что в недавнем прошлом мир поделился на два полюса, каждый из которых имел собственный взгляд на экономику, не говоря уже о других сферах общественной жизни.

Очень досадно, что многие мусульмане не знают о том, что Ислам имеет свою экономическую формацию или систему. Часто меня спрашивают люди, в частности, студенты: «Какую систему вы предпочитаете; капиталистическую или социалистическую? Какая система лучше; либеральная или направляемая?» Как видно, этот вопрос возникает по причине незнания того, что Ислам предоставил человечеству исключительную эконмическую систему, которая не имеет ничего общего с теми системами, которые существовали в истории и в настоящее время. Я работают преподавателем в учебном заведении, и там есть предмет экономики. Я спрашиваю студентов, что вы знаете об исламской экономики? Но, в ответ вижу только удивление. Я спрашиваю их преподавателей: «слышали вы когда-нибудь об экономической системе в Исламе?» Но в ответ на их лицах можно заметить недоумение и удивление. Почему? А потому что они никогда не читали что-либо по этому вопросу. Однажды посетил мою лекцию относительно экономики в Исламе политик преклонного возраста. Когда он выходил, он сказал своему приятелю, сопровождавшему его: «Я в первые слышу такую превосходную речь про экономику. И эта речь имеет связь с Исламом, ибо в ней говорится о шариате». В действительности, это является неизведанной истиной в наши дни. Даже те, которые говорят об экономики в Исламе, утверждают, что законы Ислама в сфере экономики почти идентичны с либеральной формацией. В их словах можно заметить, что они не могут выйти из-под влияния существующей системы и не знают подлинность экономической системы в Исламе, что эта совершенная и всеобъемлющая система. Поэтому мы говорим, что необходимо уделить большое внимание на ту истину, что Ислам предоставил абсолютную и совершенную экономическую систему, которая для нас служит акъыдой, ибо она ниспослана нам от Всевышнего Аллаха. И в этом нет никакого разногласия. Также хотелось бы отметить, что в истории не было такой всеобъемлющей разъясненной системы, помимо исламской экономической системы.

ВЕДУЩИЙ: Устаз Ахмад! Позвольте мне обозначить нашим слушателям план нашего сегодняшнего выпуска. Вы разъяснили важность этой темы и пролили свет на два экономических лагеря. Я полагаю, что социалистический лагерь уже исчерпал себя и не существует. И сегодня единственной системой, контролирующей народы и людей, является капиталистическая система.

Давайте перейдем теперь ко второму шагу, а именно, к определению экономики. Как известно, многие сегодня говорят, что экономика – это управление имуществом. Но какое определение, можно сказать, является наиболее точным понятию экономика?

КАСАС: Экономика – это упорядочивание имущественных дел в жизни. И она делится на две части; экономическая наука и экономическая система. Первая часть – экономическая наука – она предусматривает действия по производству, обеспечению и приумножению богатства. Эта часть не имеет отношение к нашей сегодняшней теме, т.к. не касается законотворческой стороны. Вторая часть – экономическая система – она предусматривает методы приобретения, распределения и расходования этого богатства среди людей. Именно эта сторона касается законотворчества.

Проблема сегодняшних законотворческих деятелей, политиков, экономистов и тех, кто сегодня изучает экономику в нынешних ВУЗах, заключается в том, что они не разделяют эти две стороны. Капиталистическая система перемешала экономические законы с достижениями науки в производстве материальных богатств, т.е. смещала экономическую систему с экономической наукой.

Необходимо знать, что экономическая система или законы в сфере законотворчества направлена на определения методов приобретения, распределения и потребление богатства. А экономическая наука направлена на поиск механизмов производства, приумножение и совершенствование богатства, т.е. развития имущества. Не стоит путать научные достижения с законотворчеством.

ВЕДУЩИЙ: Вы хотите сказать, что наука исследует средства, способы и инструментарии, а не издает законы и каноны?

КАСАС: Совершенно верно. Наука не является законотворчеством. Когда передо мной лежат исследования по развитию сельского хозяйства и промышленности, а также исследования по обеспечению сбыта продукции и так далее. Естественно, это дело я передаю экспертам и специалистам в области экономической науки, т.к. это не касается законотворчества. Тем не менее, эти экономисты обязаны в своих разработках и исследованиях придерживаться законов шариата. Но когда мы говорим об экономической системе или законотворчестве, то речь идет о базовых принципов (понятиях). К примеру, давайте возьмём понятие «собственность». При определении этого понятия мир в прошлом столетии поделился на две стороны; капиталистическую и коммунистическую. Люди задались вопросом, какой должна быть собственность, частной или общественной? Одни склонились к первой точки зрения, другие ко второй. Какие объекты человек имеет право взять в собственность, а какие нет? На что ему разрешено расходовать свое имущество, а на что нельзя? Как государство должно распоряжаться имуществом, т.е. расходовать и распределять его среди граждан? Какие статьи дохода и расхода государства? Какие существуют запреты, к которым нельзя приближаться? Эти и другие вопросы рассматриваются в экономическом законотворчестве, другими словами, в экономической системе.

ВЕДУЩИЙ: Вы затронули вопрос собственности. Давайте подробно рассмотрим этот столп экономического законотворчества. Вы сказали, что есть частная и общественная собственности. Когда она бывает частной, а когда общественной?

КАСАС: Этот вопрос с давних пор является причиной споров среди законотворческих деятелей в области экономики. Особенно, этот вопрос актуализировалось с появление два века назад капиталистической системы, которая считала, что все владения и все орудия производства являются частной собственностью. Согласно этой системе всё должно быть передано в частные руки. Под словом частные руки и индивидуумы, мы также, подразумеваем компании, образовываемые индивидуумами. В противоположность частной собственности выступает общественная собственность, которая по определению означает общественное достояние или общее владение. Эта капиталистическая система, которая посвятила все свое внимание индивидууму, вызвала ответную реакцию у многих теоретиков по экономики, которые начали придумывать новую формацию под названием социализм. Как известно, было множество социалистических теорий, некоторые из которых даже не вышли за рамки капитализма. Однако, самая известная теория социализма появилась в IXX веке и пришла к власти XX веке. Она получила название «Социализм по Карлу Марксу», и зачастую её называют коммунизмом. Согласно этой теории все средства производства должны быть только общественной собственностью. Запрещено частное владение средствами производства и перепродажа произведенного другими индивидами продукта. Даже после смерти индивидуума его дом не мог переходить в частные руки его детям или наследникам, а должен был передаваться в общественную собственность. Поскольку, по их утверждению, этот дом не являлся его собственностью, и государство должно после его смерти распоряжаться всем его имуществом. Они считают, что все объекты, вещи и владения являются общим достоянием. Согласно теории Маркса после социализма следует коммунизм – это утопический экономический строй, к которому они так и не пришли. Согласно их теории люди должны были дойти до той стадии, где не нуждались бы в услугах государства, а сами распределяли бы имущество без всяких притязаний на частную собственность. Данной теорией они предвещали завершение истории человечества или, как они называют, конец эволюции человека, который является всего лишь материей.

ВЕДУЩИЙ: Эта типа идеальная система, верна?

КАСАС: Эта утопическая система, которая не подлежит претворению в жизнь. Даже, когда удалось довести её к власти в СССР и других социалистических государствах, люди не смогли претворить её в жизни. Они смогли претворить лишь часть того, что можно было как-то претворить в жизнь, что в конечном счете привело к экономическому провалу и скорому краху всего Советского Союза.

ВЕДУЩИЙ: На противоположной стороне стоят капиталисты. И как капиталисты смотрят на вопрос собственности?

КАСАС: Капитализм считает, что все сектора производства являются частной собственностью. Даже те объекты, которые по своей специфики не могут находится в владении индивидуумов, передаются государством частным предпринимателям. Например, капиталистическое государство заключает с частными нефтяными компаниями договор на эксплуатацию нефтяных бассейнов. Таким образом использование этих нефтяных скважин и других природных ресурсов становится уделом только отдельных лиц. Более того, даже те места, которые по своей природе не могут находиться в собственности индивидуумов, как берега рек и побережья морей и так далее. Эти места по своим характеристикам используются всеми. Однако капиталисты передают их в частное владение, т.е. отдают частной компании за определенную плату. И тем самым, эти частные лица фактически завладели общественным достоянием или имуществом всего народа.

ВЕДУЩИЙ: Понятно, а как определяется общественная собственность в капиталистической системе?

КАСАС: На самом деле, в капиталистической системе нет такого понятия, как общественная собственность.

ВЕДУЩИЙ: А как они классифицируют реки, озера, моря, дороги и тому подобное?

КАСАС: Даже эти объекты находятся в распоряжении государства, которое имеет право передать их во владение частным компаниям на определенное время. Естественно, в конечном счете, они не могут овладеть всем озером, рекой или дорогой по той причине, что реальность этих объектов не позволяет быть частным владением. Но согласно теории капитализма любая собственность в основе должна быть только частной.

Ислам обратил внимание на эту проблему и дал точное решение. Ведь согласно Исламу законодателем является только Аллаха, а не правоведы (факихи). И здесь, пользуясь случаем, хотел бы, остановиться на важном вопросе, который вызывает сомнение между двумя противоположными вещами. Пусть никто не думает, что в Исламе существует некая эконмическая теория, разработанная исламскими правоведами (факихами) на основе целей шариата (макасид аш-шариа). Законы не строятся на целях шариата, а скорее, реализовывают эти цели своим претворением в жизнь. Другими словами, цели шариата – это результат претворения законов шариата. Пусть никто не думает, что ученые сначала разработали цели шариата, а затем принялись разрабатывать на основание этого законы шариата. Ошибается тот, кто думает так. Если представить, чтобы исламские правоведы (факихи) выносят решение на основе целей шариата, то вывод окажется крайне опасным, а точнее, что правоведы являются законодателями. Да убережет Аллах нас от этого. Поскольку в Исламе нет другого законодателя, кроме Единого Аллаха. Экономическая система в Исламе – это совокупность шариатских законов, выведенных из детальных доказательств. Другими словами, это законы относительно поступков людей, которые были выведены из Корана, Сунны, единогласии сподвижников (Иджма ус-Сахаба) и проведения аналогии согласно шариатскому мотиву, приведенному в шариатских текстах (Кыяс). Эти шариатские законы, которые имеют отношения к определению имущества, приобретению, управлению и распоряжению им со стороны индивидуумов и государства, мы собрали и упорядочили в одно единое целое, которое дало нам полное очертание экономической системы в Исламе. Поэтому, хочу еще раз подчеркнуть, не существует никакой экономической теории, которую разработали исламские правоведы (факихи), как и не предоставил Ислам никакую экономическую теорию, а правоведы (факихи) принялись на основании неё придумывать от себя законы. Напротив, экономическая система – это совокупность законов, выведенных из источников шариата и собранных в одном разделе. Как это делали исламские правоведы (факихи) в прошлом, когда собирали и упорядочивали законы шариата по разделам; Ибадат (Обрядов поклонения), Ахляк (Нравственность), Муамалят (Взаимоотношения). Также и мы собрали все законы касательно имущественных дел и отношений и получили комплексную картину экономической системы в Исламе. После изучения и детального разбора всех этих законов мы понимаем ту направленность, которую придерживается Ислам в своих экономических законах. Выражаясь по-другому, современным языком, мы понимаем посредством этих законов экономическую политику в Исламе.

Мы видим, что экономическая политика в Исламе полностью противоположна экономической политике капитализма и коммунизма. Экономическая политика или экономические законы капитализма направлены лишь на максимальное увеличение богатства. Что касается вопроса распределения его, то он оставлен на выбор людей, которые путем конкуренции, ценообразования, спроса и предложения приобретают и пользуются им. Коммунистическая экономическая политика направлена на построение экономического строя, основанного на полном равенстве с точки зрения собственности. Экономическая политика в исламском законодательстве направлена на обеспечение удовлетворение основных потребностей каждого гражданина исламского государства, по отдельности. Основными потребностями являются жилье, питание и одежда по приличию. И каждый гражданин имеет право и должен приобрести эти вещи в собственность согласно законам Ислама. Однако исламская политика не останавливается у это черты, она предусматривает предоставление максимум возможностей для увеличения богатства в соответствии с шариатскими законами, образующими определенный образ жизни в обществе. Этим самым каждый гражданин получает возможности приобрести и увеличивать богатство согласно экономическим законам, которые предусматривают определенные мерила: халял и харам. Эти мерила и порядок образуют и защищают в обществе определенный образ жизни, который был принесен шариатом.

ВЕДУЩИЙ: То есть, разрешается приумножать богатство?

КАСАС: Естественно. Нельзя даже говорить, есть ли предел для увеличения богатства. Согласно Исламу необходимо обращать внимание на дозволенные пути увеличения богатства, а также на обязанности в отношении обладаемого мусульманином имущества, как закят, милостыня и тому подобное.

ВЕДУЩИЙ: У меня возникла путаница. Как понимать тогда следующие слова Всевышнего Аллаха: «А те, которые накапливают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, – обрадуй же их мучительным наказанием»? Какая разница межу накоплением и увеличением богатства?

КАСАС: Разница большая между ними. Накопление золота и серебра – это полная противоположность увеличению богатства. Накопление золота и серебра – это значит держать богатство без всякого действия, не расходуя на бедных и не вкладывая их в дело с целью улучшения динамики экономического роста в стране.

ВЕДУЩИЙ: Разве это не похоже на увеличение богатства?

КАСАС: Нет, это не имеет ничего общего с увеличение богатства. Это скорее изъятие части богатства и удержание её в бездействии. Это вывод части имущества из динамики экономического роста страны. То есть, ты удерживаешь свое богатство, в котором фактически есть часть, которая принадлежит обществу, и замедляешь динамику экономического роста. Но если человек обладает имуществом, вкладывает в прибыльные проекты в торговле, промышленности и сельском хозяйстве, или расходует их на благотворительность ради Аллаха и так далее, то он не входит в категорию тех, кто накопляют золото и серебро. Тот, кто старается приумножить свое богатство путем обмена, вложений или долевого участия, тот не может считаться накопителем. Приведу такой пример, представь, что у тебя большое богатство, и ты убираешь его в сторону (держишь в бездействии). Этим действием ты лишаешь общество дохода от этого богатства. Но если ты держишь это богатство при себе, вкладываешь их в прибыльные проекты и приумножаешь его, то этим ты оказываешь помощь обществу. Если вкладываешь свое богатство в земледелие, этим самым ты обрабатываешь землю, увеличиваешь сельскохозяйственное производство и открываешь рабочие места для работников. Этим самым ты способствуешь вращению имущества среди людей. Как и сокращаешь объем импорта, который ведет к ослаблению общего бюджета. Аналогичная ситуация с торговлей, когда ты вкладываешь или расходуешь свои деньги в торговлю, этим самым ты ускоряешь динамику экономического роста. Такой подход не дает имуществу сконцентрироваться в руках горстки богатых людей. Следовательно, накопление имущества — это не приумножение имущества, а скорее, откладывание в сторону, не давая ему возможности быть частью динамики экономического роста в обществе. Необходимо, либо вкладывать их, либо расходовать, давая при этом милостыню зяката.

ВЕДУЩИЙ: Первым столпом экономической системы, как я понял с ваших слов, являются частная и общественная собственности. Каковы причины существования частной собственности в Исламе?

КАСАС: Согласно Исламу в основе собственности лежит частная собственность. Исламские правоведы (факихи) единогласно сошлись во мнении, что защита владений индивидуумов (частной собственности) входит в разряд целей шариата (макасид аш-шариа). После прочтений и исследований всех шариатских законов ученые вывели цели шариата (макасид аш-шариа). И одним из этих целей является защита имущества. В основе имущество создано для того, чтобы удовлетворить нужды людей в достижении своих желаний. Поэтому, имущество является собственностью индивидуумов. Однако исламское законодательство, пришедшее от Всевышнего Аллаха, который знает, что во благо людям, а что во вред ему, обособило или исключило некоторые объекты, сделав их общественной собственностью. Никто не имеет право брать в собственность, ни индивидуумы, ни государство. Несмотря на то, что государство несет ответственность за управление и уход за этими ними, а также за соблюдение шариатских законов в отношении них. Например, объектами общественной собственности в Исламе являются те объекты, которые по своей природе не могут находиться во владении отдельных лиц. Как городские площади, дороги, трассы, реки и их берега, моря и их побережья и тому подобное. Все это не может быть по своей природе владением отдельных лиц. Поскольку, в противном случае, это причинит вред, трудности и неудобства для людей. Говоря об общественной собственности Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал в своих хадисах: «Люди совладельцы в трёх вещах: воде, пастбище и в огне». Также в шариатских тестах можно встретить, что шариат запретил взятие воды в частную собственность, если это лишает людей возможности пользоваться ею и заставляет их разойдутся в поиски других месторождений воды. Так, если в каком-то городе существует только один колодец, то его нельзя отдавать в частную собственность. Почему? Потому что исламские правоведы сказали, если люди разойдутся в поиске какой-нибудь вещи, как вода или что-то другого, то это будет считаться общественной собственностью, которую индивидуумы не имеют брать в частную собственность. Но если ситуация обстоит по-другому. Как, например, у нас в стране, где каждый хозяин дома может вырыть себе колодец. И при этом, никто из людей, не лишается воды. В таком положении, вода может быть в частном владении. Также общественной собственностью в Исламе являются нескончаемые месторождения ископаемых. В сборниках хадисов сообщается, что «один сподвижник пришел к Посланнику Аллаха (с.а.с.) и попросил выделить ему участок, где много соли. Посланник Аллаха (с.а.с.) выделил ему это. Когда он отошел от него, один из сидящих вместе с Пророком (с.а.с.) сказал: «О Посланник Аллаха (с.а.с.), ведаешь ли ты о том, что выделил ему? Ведь ты выделил ему нескончаемую воду». Затем Посланник Аллаха (с.а.с.) вернул назад то, что дал ему». Посланник Аллаха (с.а.с.) запретил брать горную соль в частную собственность из-за того, что она была источником по добыче соли. Также нельзя отдавать в частную собственность нефтяные месторождения. В первую очередь, из-за того, что это нескончаемое месторождение ископаемых. Во-вторых, из-за того, что это огонь, а люди совладельцы в трех объектах, в том числе и огне. Поэтому месторождения золота, угля и других нескончаемых ископаемых являются общественным достоянием всего населения страны, и никто не имеет право брать их в частное владение или собственность.
И когда мы говорим об общественной собственности, мы не имеем в виду ту собственность, которым государство распоряжается, как вздумается. Напротив, общественная собственность – это достояние всего общества, где каждый имеет право на пользование ею. Государство лишь контролирует распределение этого имущества среди людей, не беря ничего, кроме ограниченного количества того, что необходимо для лучшего управления делами людей и заботы теми, кто находятся на содержании государства. Если доходы государства достаточны, для исполнения государственных задач, то государству запрещается брать что-либо из общественной собственности. Напротив, необходимо все вернуть и поровну распределить среди людей. Представь, если бы сегодня претворялся Ислам и месторождения полезных ископаемых, в частности, нефть, были общественной собственностью. Как ты думаешь, остались бы в Исламском мире бедные? Безусловно, нет. Однако, к большому сожалению, даже самые богатые нефтяные страны в исламском мире предоставляют концессии нефтяным компаниям, которые глотают колоссальные прибыли из этих месторождений, лишая Умму её законного права на эту собственность.

ВЕДУЩИЙ: Получается, что правители этих стран думают только о собственном народе, а не обо всех мусульман в целом?

КАСАС: Они не думают и не заботятся даже о своем народе, не говоря уже об Умме. Они платят своему населению столько, сколько необходимо, чтобы угомонить народный гнев. Однако в остальных делах они думают только за свои интересы и портфели. Подтверждением тому служит тот факт, что в этих странах целые армии бедняков. Однако они не имеют никаких прав заявить о себе. Верно, в некоторых нефтяных странах исламского мира можно встретить элементы роскоши и богатства, но это не то, к чему призывает Ислам. Там также существуют бедные и нищие. Более того, как могут мусульмане утопать в деньгах и роскоши в нефтяных странах, а рядом, по соседству, в Сомали мусульмане умирают от голода. Это крайняя наглость и преступление. Даже если обратить внимание на внутреннюю политику, например, в нашей стране – в Ливане. Можешь ли ты пойти на прогулку в Пещеры Джейта. Ты встретишь, что государство отдала патент на этот комплекс в распоряжение германской частной компании. Она заплатила арендную плату, а ты идешь, чтобы провести экскурсию по своей земле в своей стране, ты должен заплатить деньги, которые в большом количестве идут в Европу. Вместо того, чтобы этот объект отвечал нашим нуждам, исполняя свою функцию, как общественная собственность. И люди могли пользоваться своим правом и прогуливаться по ним бесплатно, т.к. эти пещеры являются общенародным достоянием. Вместо всего этого государство продала патент на эксплуатацию этого комплекса иностранной компании, которая берет с нас деньги за наше посещение нашей земли.

ВЕДУЩИЙ: Хотя, как вы сказали, компания не имеет право владеть этими пещерами.

КАСАС: Верно, ни компания, ни государства, не являются собственниками этих пещер, ибо они являются общественной собственностью. И это происходит по причине глупости и расточительству наших сегодняшних экономистов и политиков, которые являются учениками Запада во всех сферах жизни, экономика, политика и так далее.

ВЕДУЩИЙ: Прежде чем перейти к вопросу о приходах и расходах в Исламском Государстве, хочу сделать паузу для новостей, а затем вернуться.
Мы продолжаем свой выпуск дорогие радиослушатели и зрители по каналу ютуб.

Устаз Ахмад! Прежде чем начнем говорить о приходах и расходах Исламского Государства, хотелось бы задать вам вопрос, который долгое время мучает меня. Мне даже пришлось посвятить два выпуска нашей передачи на тему «Исламские Банки». У меня вопрос, исходя из моего лично опыта: «Есть ли в Исламском мире исламские банки?».

КАСАС: Этот вопрос является одним из тех вопросов, которые были искажены и представлены в качестве экономической системы в Исламе. Если подойти ко многим студентам экономического факультете, которые изучают исламскую экономику, то можно услышать от них об инвестиционных компаниях на основе Ислама. Даже если согласиться с тем, что существуют такие компании. И разрешается по шариату образовывать компании, которые придерживаются шариатских норм в своей деятельности. Тем не менее, нельзя говорить, что они олицетворяют собой экономическую систему Ислама или претворяют эту систему. К большому сожалению, деятели, изучающие исламскую экономику, склонны считать, что главное это форма существования инвестиционных проектов с соблюдением законов шариата в сени существующей капиталистической системы. Такое положение дел больше похоже на отдельных мусульман, которые при своем бракосочетании соблюдают законы Исламу в сени государства, которое претворяет над ними систему гражданского брака. Они скажут, мы руководствовались в своем бракосочетании исламской системы. Да, в своем индивидуальном поступке, т.е. как отдельный человек, придерживался законов Ислама относительно брака, семьи и развода, и нарушил (противоречил) существующую систему. Но это не значит, что ты претворяешь социальную систему в Исламе. Потому что система претворяется со стороны государства, а что касается индивидуумов (отдельных лиц), то они претворяют отдельные законы шариата этой системы, которые касаются их, как индивидуумов. И в большинстве случаев, светские законы запрещают им делать это, т.е. соблюдать некоторые шариатские законы, что заставляет их скрытно соблюдать эти законы из-за страха от преследования. Экономическая система в Исламе, подобна любой экономической системе, претворяется только со стороны государства, которое обязывает всех людей соблюдать каноны. Как известно, каноны (законы) предусматривают вменение в обязанность (принуждение к соблюдению), иначе их нельзя назвать канонами (законами). Но, если разрешают тебе учредить компанию, которая будет соблюдать законы Ислама, то это нельзя назвать претворением экономический системы в Исламе. В лучшем случае, это можно назвать тем, что ты, как индивидуум, совершил действие в соответствии с некоторыми законами шариата.

Если рассматривать вопрос об исламских банках, то, первым делом, хочется отметить одну из самых больших ошибок, а именно, что не может существовать такое понятие, как исламские банки. И если те учреждения, которых называют исламскими банками, в действительности, руководствуются законами шариата, то согласно современной экономической терминологии это нельзя назвать банком. Почему? Потому что слово банк является символом депозитных и кредитных операций. Другими словами, банк – это финансовая организация берет вклады у людей под процент и дает людям кредиты под процент, получая прибыл от разницы процента между вкладом и кредитом. С момента появление банков капиталисты единогласно говорят о недопустимости того, чтобы банк занимался инвестиционной торговлей и так далее. Функция банка заключается в принятие вкладов и в выдаче кредитов. Банк принимает от людей денежные вклады взамен на получение процентной ставки, что в шариате называется ростовщичеством и является одним из тяжких грехов. Затем выдает кредиты с наибольшей процентной ставки, а разницу между двумя процентными ставками, депозитной и кредитной, отдает акционерам, администраторам и служащим этого банка. Поэтому не могут быть исламские банки, в лучшем случае, эти учреждения можно назвать исламскими компаниями. И в Исламе существует ряд дозволенных разновидностей компаньонской деятельности. Можно организовать компанию на основе законов Ислама.

Возможно, кто-то скажет, хорошо не называй их банками. Ведь главное, что они придерживаются законов Ислама. Но даже с этой стороны эти так называемые исламские банки не придерживаются законов Ислама. На самом деле они вынуждены вложить часть своих финансов в Центральный Банк. И это только несколько примеров. Каждый банк, в том числе и исламский, обязан вложить в Центральный Банк определенную законом государства немаловажную сумму денег, которых он берет в качестве депозитов. И Центральный Банк перечисляет проценты с них, равно взял ли банк эти проценты или нет. Этим самым так называемый исламский банк является одним из депозиторов в Центральный Банк. Не говоря уже, о множестве других противоречащих шариату условий, которые они вводят в свои финансовые операции. В частности, причастность всех без исключения к страховому договору, который является условием для предоставления кредита. Да, они не называют это кредитом, а говорят, что продают в рассрочку. Они навязывают людям такие условия, которые противоречат шариату. Более того, недостаточно утверждать, что договора в основе дозволяется заключать. Необходимо обращать внимание на условия и другие составляющие договора. И если в договор вошли недозволенные шариатом условия, этот договор становится недозволенным. Этим самым, все они оказываются вовлеченными в недозволенное – харам.

Как бы там ни было, не существует такой реальности, как исламские банки. Есть инвестиционные компании, которые руководствуются Исламом. И едва существуют такие компания, именуемые исламскими банками, которые, в действительности, руководствовались бы законами шариата в своей работе. Это касалась главного договора, лежащего в основе тех компаний, именуемые себя исламскими банками. Они называют этот договор – «Мурабаха», который является вопросом разногласия среди исламских правоведов. Но даже, если допустить, что они взяли одно из мнений исламских правоведов в этом вопросе, все равно, их договор не может дозволенным. Ведь они вносят в этот договор противоречащие Исламу условия, а значит, их действия становятся запретным согласно Исламу.

ВЕДУЩИЙ: Давайте перейдем теперь к вопросу о доходах и расходах государства в Исламе. Какие самые важные доходы у исламского государства?

КАСАС: Здесь хотелось бы обратить внимание на тот факт, что налоги в Исламе не оставлены на усмотрения людей или правителя. Пророк Мухаммад (с.а.с.) говорит: «Поистине, сборщик налогов в Огне!». В хадисе упоминается слово «Сахиб аль-макс» (сборщик налогов) – это тот, кто занимается сбором налогов, которые взимают у людей без права. Если взглянуть на существующие в исламском мире правящие режимы, то заметишь, что все правители являются асхаб аль-макс (сборщиками налогов), обязывают людей выплачивать необоснованные налоги. Особенно, так называемый налог «подоходный налог», а также тот злосчастный налог, который был введен в последние годы – налог на добавленную стоимость (НДС). Идет открытая атака на имущества людей в полном смысле этого слова. Изначально люди давали деньги на покупку чего-либо. Сегодня же, ситуация дошла до того, что если ты должен давать деньги (налог) за то, что даешь деньги на покупку. Это полный беспредел в отношении имущества людей.

В Исламе существуют доходы Байт уль-Мал, которого сегодня называют государственной казной. Но в исламском праве данное учреждение называется Байт уль-Мал. Байт уль-Мал – это сторона, которая собирает имущество государства согласно статьям дохода и распределяет их согласно статьям расходов. Статьи доходов Байт уль-Мал определены шариатом и не меняются. Например, закят, таможенные пошлины, которые берутся исключительно с граждан иностранного государства, которое облагает граждан исламского государства таможенными пошлинами. Также к статьям дохода относятся трофеи, добычи, поступления с общественной собственности, поступления с государственной собственности, пятая часть клада, джизья, имущество вероотступников, имущества, приобретенные незаконным путем и так далее.

Продолжение текста по ссылке http://hizb.org.ua/ru/video/116-category/others/108487-ekonomika-v-islame-ob-ochevidnom-i-neizvestnom.html

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Новый президент, неизменная политика

Решение Шариата относительно участия на выборах городского управления