Ответ на вопрос: является ли долг способом шариатского приобретения имущества



Адресован Абу Айхаму аль-Макдиси

Вопрос:

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху! Наш любимый и уважаемый шейх! Да хранит Вас Аллах и окажет Вам свою помощь!

В книге «Экономическая система», страница 76, говорится: «При изучении шариатских законов о частной собственности становится ясно, что способов её приобретения пять: работа, наследство, нужда в определённом количестве богатства для сохранения жизни, выделение гражданам средств из государственного имущества, богатство, получаемое индивидуумами безвозмездно». Но у нас возник вопрос о другом способе, и это – долг. Является ли он причиной и способом приобретения капитала, или он относится к развитию капитала? Чтобы быть яснее, приведу следующий пример, происходящий между людьми: предположим, человек не имеет какого-либо капитала; он взял в долг у другого 1000 динаров, купил товар на рынке и продал его, заработав сверху 500 динаров, и после того, как он вернул долг, ему осталось 500 динаров прибыли. То, что произошло, является причиной и способом приобретения собственности? Или причиной и способом развития и роста денег?

Да благословит Вас Аллах и даст победу с Вами. Любящий Вас, ваш брат Абу аль-Айхам аль-Макдиси.

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху.

Деньги, которые человек берёт в долг, становятся его имуществом сразу после того, как он взял их. Он может распоряжаться ими так, как ему угодно, без каких-либо ограничений. Он может отдать, подарить их, может потратить на себя и свою семью, заняться бизнесом и т.д. На всё это никак не влияет то, что он должен вернуть их тому, у кого занял. Это происходит потому, что долг числится за человеком, он не связан с самими деньгами, так как деньги становятся собственностью должника, и на нём лежит ответственность за выплату заёмной суммы, а не именно тех самых заёмных денег.

Если человек взял деньги в долг у другого человека, то эти деньги становятся его собственностью. И если он использует эти деньги в торговле, то он совершает поступок из сферы деятельности человека, который он совершает с целью увеличения имущества. Таким образом, его бизнес будет из сферы развития и увеличения имущества, а не из способов приобретения, потому что в основе деньги принадлежат человеку, то есть должнику. Таким образом, деньги, которые он заработал от этой торговли, увеличивают его основные деньги и не являются относящимися к причинам приобретения собственности. Это ясно показывает то, что если этот должник потерпит убыток в его торговле, то это будет убыток в его деньгах, а не в деньгах заимодавца, поскольку заимодавец должен получить полностью все свои деньги обратно по истечении срока займа, независимо от того, заработал тот, кто брал в долг, или потерпел убыток.

Таким образом, одалживание денег относится к причинам и способам приобретения собственности, оно относится к главе «Товары, безвозмездно получаемые индивидуумами», а потому взятые деньги в долг заёмщиком становятся его собственностью, и он распоряжаться ими в соответствии с законами Ислама. Кажется, брат, задавший вопрос, подумал, что из-за того, что должник будет выплачивать долг, это противоречит тому, что говорится в пятом пункте о способах приобретения собственности (товары, безвозмездно получаемые индивидуумами), но это не так. Безвозмездно, то есть без денег и усилий, означает то, что даётся в подарок, подношение, пожертвование, благотворительность, то есть то, что не требует денежного вознаграждения или услуги от того, кому дают. Другими словами, если кто-то дал подарок, то он не может брать от того, кому дал подарок, материального вознаграждения или услуги, или если пожертвовал денег – не может брать взамен что-то материальное или услугу. Так же если у вас кто-то взял в долг, то вы не можете брать с должника финансовое вознаграждение или услугу. Так же – благотворительность и пожертвование.

Это смысл понятия «товары, безвозмездно получаемые индивидуумами». Таким образом, подарок становится собственностью того, кому его подарили, по причине дозволенного приобретения. Так же долг – для того, кто взял его, он становится собственностью по Шариату, как и подарок, благотворительность и пожертвование. Всё это – собственность, приобретённая дозволенным Шариатом способом...
Я надеюсь, что картина ясна, по воле Аллаха.


Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта
11 Рамадана 1436 г.х.
28.06.2015 г.

Серия ответов шейха учёного Аты ибн Халиля Абу ар-Рашты, амира Хизб ут-Тахрир, на вопросы, взятые с его страницы в «Фейсбук»

https://hizb.org.ua/ru/directing/amir-publications/qa-amir/2440-qa.html

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Новый президент, неизменная политика

Решение Шариата относительно участия на выборах городского управления