Хадис: «Кого не волнуют проблемы мусульман, тот не из них»



Автор: Шейх Тахир ибн Ашур (да помилует его Аллах)

Иснад хадиса и различия в его формулировке:

Этот хадис люди передают, взяв его из книги «Аль-Ихья» («Оживление»), автором которой является имам Газали. Он приводит его в главе «Наставление для мусульман из книги «Адабу-ас-Сухба»» следующими словами: «Кто не волнуется за мусульман, тот не из них». Хадис был передан аль-Хакимом в книге «Мустадрак» от Хузейфы, хадис марфуъ, также его передаёт ат-Табарани от Абу Зарра, так же марфуъ.
Ат-Табарани и ас-Сахавий упомянули этот хадис в «Аль-Макъсид аль-Хасана» («Благие намерения») следующими словами: «Кого не волнуют проблемы мусульман, тот не из них». Аль-Иракий сказал в книге «Аль-мугхни ъан хамли-ль-асфар»: «Обе эти версии хадиса – со слабым иснадом».

Ас-Сахавий упоминает в книге «Аль-макъсид аль-хасана ан шуъби-ль-иман», автором которой является Байхакъий, от Вахаба ибн Рашида, от Фаркъада ас-Субхия, от Анаса следующие слова: «Тот, кто проснулся утром и не подумал о делах Уммы, тот не из нас, и тот, кто проснулся утром, и его главной заботой было мирское, а не довольство Аллаха, тот не получит от Аллаха ничего».

Аль-Суйути в «Джамиъу-ль-джавами» и в «Джамиъ ас-сагъир» приводит этот хадис следующими словами: «Кто проснулся утром, и его главной заботой было мирское, а не довольство Аллаха, тот не получит от Аллаха ничего, и кто проснулся и не подумал о делах мусульман – тот не из них». В «Джамиъу-ль-джавами» говорится, что хадис передал аль-Хаким от Ибн Масъуда, и Байхакы с Ибн аль-Джаром – от Анаса.

Это – краткое изложение того, что было сказано о словах и иснаде этого хадиса, и всё это приводится в книгах, где приводятся слабые хадисы. Аль-Иракий и Муртада сказали, что хадис – слабый и не поднялся до степени правильного хасан хадиса, но смысл хадиса – правильный.

Значение хадиса:

Смысл этого хадиса с его различными передачами и словами говорит о том, что мусульмане обязаны заботиться друг о друге. Значение этого передаётся в сахих хадисе, передающемся в «Сахихе» Бухари и Муслима со слов Нуъмана ибн Башира, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «В любви и милосердии друг к другу верующие подобны телу (человека): когда болит какой-либо его орган, то и остальное тело лихорадит, и оно лишается сна». В «Сахихе» Бухари, «Сунане» ат-Тирмизи и Насаий передаётся от Абу Мусы аль-Ашъария, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Верующие – как здание, поддерживает одна его часть другую».

 Однако мы видим в хадисе, о котором идёт речь, высказывание с опасным смыслом, а именно – «тот не из них». Подобное предложение есть и во многих других хадисах, некоторые из которых являются сахих хадисами, а некоторые – нет. В хадисе у Бухари и Муслима, передаваемом от Малика ибн Анаса, от Ибн Умара и Абу Мусы аль-Ашария, приводится, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто поднял против нас оружие, тот не из нас». В хадисе в книге «Сунан» ат-Тирмизи от Абу Хурайры говорится, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Кто обманывает других, тот не из нас». В «Сунан» Абу Дауда от Абдуллаха ибн Амра ибн аль-Аса передаётся, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не относится к нам тот, кто не почитает старших среди нас и не проявляет милосердия к младшим среди нас». В «Сахихе» Бухари от Абдуллаха ибн Масуда передаётся, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Не из нас тот, кто бьёт себя по щекам, или рвёт на себе одежду, или же обращается к кому-то, как было это заведено во времена невежества». То есть, когда постигает таких людей смертельное горе, они призывают к проклятиям и наносят себе увечья.

Все эти хадисы говорят о том, что те, кто не имеет этих исламских качеств – не являются мусульманами, потому что обращение в них идёт к мусульманам. Однако это – очевидная и явная сторона хадисов, которая внушает этот смысл. Но на самом деле Посланник Аллаха (с.а.с.) абсолютно не это имел в виду, потому что в основе религии говорится, что совершение какого-либо запрещённого (греховного) действия не выводит человека из Ислама. Так, в соответствии с основами религии и доктрины приверженцев Сунны, мусульманин не обвиняется в неверии, какой бы он ни совершил грех или грехи. Посланник Аллаха (с.а.с.) разъяснил значение Ислама Умме, не оставив никакого сомнения в его понимании. Посланник Аллаха (с.а.с) в качестве основы Ислама дал два свидетельства, смысл которых необходимо понимать и верить в него. А также дела Пророка (с.а.с.) были направлены на то, чтобы заложить основы и столпы религии, и это – самое главное. И поэтому мусульмане в эпоху пророчества и праведного Халифата ясно понимали, что они – мусульмане, и отличали мусульман от немусульман. Некоторые мусульмане совершали большие грехи во время Пророка (с.а.с) и праведных халифов, но никто не обвинил их в неверии и не относился к ним как к вероотступникам. Посланник Аллаха (с.а.с) не детализировал, когда разъяснял о тех, кто является мусульманином и кто не является им. Вот поэтому когда мы находим, что какой-то из хадисов Посланника Аллаха (с.а.с.) запрещает определённые деяния, и на первый взгляд кажется, что совершение этих действий выводит из Ислама, то мы должны знать, что смысл этих хадисов – иной, и должны искать значения, которые соответствуют смыслу и цели этого хадиса.

Все учёные Уммы согласны с тем, что эти хадисы необходимо толковать, то есть когда говорится «они не из нас», нужно смотреть на то, как используются эти слова у арабов, чтобы понять реальный смысл хадиса. Они приняли для этого толкования общие правила. Эти правила толкования говорят, что эти слова говорят об упрёке и устрашении. Приводится от Суфьяна ибн Уяйна, что он не любит интерпретировать эти хадисы; он говорит, что необходимо удерживаться от толкования этих хадисов, чтобы они больше и сильнее влияли на человека и пугали его. Некоторые толкователи хадиса сказали, что здесь имеется в виду «тот не из нашего прямого пути и Сунны», то есть не является лучшим из мусульман. Ибн аль-Мунир сказал, что эти слова означают, что «они не имеют прав быть нашими соратниками и смешиваться с нами». Есть и другие толкования.

Я же считаю, что два толкования для этих хадисов являются лучшими их толкованиями:

Первое: как было сказано вначале, слова «они не из нас» используются в языке арабов для отрицания родства, а также эти слова в хадисе использованы с метафорой. Например, мы говорим, что тот, кто часто совершает поступки, присущие немусульманам, становится похожим на немусульманина, в результате чего мы говорим, что он – немусульманин, используя здесь слово «немусульманин» в переносном значении, как метафору, так как запрещённые поступки совершали в основном немусульмане, невежды и многобожники. Хадис, переданный у Бухари и Муслима от Абу Зарра, подтверждает это мнение: когда он поругал человека его матерью, Пророк (с.а.с.) сказал: «Воистину, ты человек, в котором есть джахилия». Или вот один из хадисов, передаваемый в книге «Муватта», что Пророк (с.а.с.) совершал молитву с людьми в мечети, а один из прихожан мечети не встал на молитву, потому что он совершил молитву в своём доме. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал ему: «Что не дало тебе совершить молитву вместе с людьми, разве ты не мусульманин?». В хадисе Джамили бинт Убай, жены Сабита ибн Кайса, говорится о том, что она пожаловалась Посланнику Аллаха (с.а.с) на Сабита и сказала: «…но я ненавижу неверие после Ислама», опасаясь прелюбодеяния. На основе этого слова «не из нас» (или слова «не из них» и тому подобные слова) подобны словам Посланника Аллаха (с.а.с): «Не совершает прелюбодей прелюбодеяния, являясь верующим в момент совершения...» (т.е. верующий не будет совершать прелюбодеяния из-за страха перед Аллахом, даже если он по натуре своей склонен к этому греху).

Второе: смысл этих слов – это отклонение от того, чему эти люди следовали, то есть слова «не из нас» и т.п. используются в речи арабов для отрицания этого качества, более того, арабы использовали такую форму только для сравнения и метафоры, и это словосочетание употребляется для выражения гнева. Такое выражение многократно использовалось в речи арабов. Ан-Набига сказал, предупреждая Уяйна ибн Хусна от предательства Бану Асад: «Если ты попытаешься развратить Асад... то, воистину, я – не из тебя, а ты – не из меня».

Если брать прямой, явный смысл, то никак нельзя объяснить эту фразу, так как Уяйна ибн Хусн не является частью ан-Набиги. Некоторые из арабов сказали: «О спрашивающий о них и обо мне... Я – не из Къайса, а Къайс – не из меня».

Это подобно словам Всевышнего Аллаха:

قَالَ يَا نُوحُ إِنَّهُ لَيْسَ مِنْ أَهْلِكَ إِنَّهُ عَمَلٌ غَيْرُ صَالِحٍ

«Он сказал: «О Нух (Ной)! Он – не частица твоей семьи…»» (11:46).

Другими словами, «не беспокойся за него и оставь его». Также говорят обратное: «Ты – из меня, а я – из тебя». Это подтверждает такое толкование слов «ты не из нас» или «ты не из меня». В «Сахихе» Муслима приводится, что Абдуррахман ибн Язид и Абу Бурда ибн Абу Муса сказали: «Ибн Муса потерял сознание, и женщина из его семьи по имени Умм Абдулла стала кричать и звать на помощь. Затем он очнулся и спросил: «Разве ты не знала?»». То есть ранее он рассказывал ей хадис, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Я отказываюсь от тех, кто обрился, и вопил, и выжег». Таким образом он разъяснил слова Посланника Аллаха (с.а.с) «не из нас» в этом хадисе отказом от таких людей и непричастностью к ним.


Книга «Исследования и взгляды на Коран и Сунну», стр 108–111, Шейх Тахир ибн Ашур.
http://www.azeytouna.net/index.php/2012-09-24-14-04-36/item/174-

https://hizb.org.ua/ru/saqofat/2366-hadith.html

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Новый президент, неизменная политика

Решение Шариата относительно участия на выборах городского управления